Как будут проверять работу с маркировкой

Реестр нарушений.jpg

С 1 июля началась обязательная маркировка табака, обуви и лекарственных препаратов. Вся эта продукция теперь может продаваться только маркированной. По обуви и табаку предусмотрена маркировка остатков – до 1 сентября 2020 года для обуви и до 1 декабря 2020 года по сигаретам и папиросам. После этих дат перевозка и хранение не маркированной продукции будет являться нарушением требований законодательства. В этой статье мы обсудим, как государство контролирует работу с маркировкой и как бизнес может подготовиться к такому контролю.

Реестр выявленных нарушений в области маркировки

Вся информация о работе с маркировкой обрабатывается ее оператором – компанией ЦРПТ. По разным направлениям маркировки она может работать от имени разных юридических лиц, но это всегда одна и та же компания, которая работает по принципу частно-государственного партнерства. Такой статус делает невозможным для нее реализацию каких-то контрольных функций по отношению к участникам рынка.

Государство наделило эту компанию обязанностью по сбору информации о всех нарушениях, которые она выявляет при анализе данных об обороте маркированных товаров:

24. Оператор в рамках информационной системы мониторинга организует и обеспечивает ведение следующих реестров:

….

з) реестр выявленных нарушений (ссылка)

Доступ к реестру выявленных нарушений предоставляется органам государственной власти, осуществляющим надзорные функции. Оператор ЦРПТ также планировал реализовать доступ к реестру нарушений по своей компании непосредственно участнику оборота через личный кабинет «Честный Знак». Это поможет добросовестным игрокам своевременно реагировать, исправлять и не допускать повторные нарушения при работе с системой.

Кто может проверить правильность работы с маркировкой

Контроль за оборотом на территории Российской Федерации товаров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

При осуществлении контроля Роспотребнадзор имеет право:

- проверять достоверность сведений, представляемых в соответствии с настоящими Правилами, а также их соответствие сведениям, указанным в первичных документах, договорах, бухгалтерских и налоговых отчетностях участников оборота товаров, иных документах и иных данных и сведениях, имеющихся в налоговых органах;

- вызывать на основании письменного уведомления участников оборота товаров для дачи пояснений в случаях, связанных с исполнением ими обязанности по представлению сведений в информационный ресурс маркировки;

- при наличии информации о фактах оборота товаров запрашивать и получать в 5-дневный срок от соответствующих участников оборота товаров информацию и документы, подтверждающие оборот товаров;

Примеры нарушений в области маркировки товаров

Самым сложным для исполнения сейчас, наверное, является сохранение целостности логической цепочки информации о движении маркированной продукции. В связи с переносами сроков обязательной маркировки какие-то компании передавали в ГИС МТ информацию о выпуске, списании или продаже другому юридическому лицу информации о маркированной продукции, какие-то этого не делали. В результате сейчас в обороте находится большое число средств идентификации, по которым такая логическая цепочка разорвана – марка введена в оборот и продана контрагенту производителем продукции, а этим контрагентом приемка не подтверждена. В результате продажа на кассе такой продукции будет нарушением, т.к. товар по ГИС МТ все еще находится в собственности поставщика, а его контрагент продает ее незаконно. И таких примеров множество.

Но до 01.07.2020 передача сведений была добровольной, и контрагент ничего не нарушал. Поэтому оператор маркировки принял решение, что контроль логической целостности будет действовать только на товары, введенные в оборот с 01.07.2020 года.

Будьте внимательны. Начинайте уже сейчас контролировать ту информацию, которую вы передаете в ГИС МТ.

Другим примером нарушения будет наличие не маркированной продукции после даты запрета на маркировку остатков. По обуви это 01.09.2020, по сигаретам – 01.12.2020. Не маркированные лекарства могут находится в обороте до окончания их срока годности. Выездная проверка Роспотребнадзора может выявить такие остатки и составить протокол о нарушении, который затем будет передан в суд.

Согласно КоАП 15.12 в случае производства или продажи товаров, в отношении которых установлены требования по маркировке, без соответствующей маркировки, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки предусмотрены штрафы до 300 тыс. рублей с конфискацией предметов правонарушения.

Проверки соблюдения требования кассового законодательства по ФЗ-54 и работа с маркированной продукцией

Правила работы с маркированной продукцией отражены и в других законодательных актах, и, в частности, регламентирован порядок отражения ее продажи через кассовые аппараты. Приказ ФНС MMB-7-20/434@ вступил в силу с 1 марта 2020 года и его действие распространяется на всю продукцию, маркированную идентификационными знаками. По этому приказу код идентификации про продаже на кассе должен быть передан в ОФД в реквизите «Код товара» (тег 1162), а в печатной форме кассового чека такой товар выделяется символом [M].

СТА - остались вопросы - Звоните.1.png

Исполнение данного приказа контролирует ФНС, основанием для проверки могут стать данные, полученные от ОФД. Такое нарушение подпадает под КоАП 14.15.1, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации. Штраф по такой статье до 40 тыс. рублей, но основание для штрафа будет является каждый выявленный факт, т.к. каждый чек, пробитый с нарушением правил.

Как подготовить бизнес к проверкам по работе с маркированной продукцией

В связи с пандемией коронавируса в 2020 году запрещены все выездные проверки, не связанные с безопасностью и здоровьем граждан. Это означает, что все контрольные мероприятия по проверке маркировки будут перенесены на период после снятия ограничений. Но это не означает, что все нарушения, допущенные в период пандемии, будут забыты. Реестр выявленных нарушений в «Честном Знаке» накапливает информацию, которая потом будет передана в Роспотребнадзор. Срок давности по административным правонарушениям, рассматриваемых судом, составляет 3 месяца, но в некоторых случаях он может доходить до 1 года, например в случаях, связанных с нарушением прав потребителя. Кроме того, данные по реестру выявленных нарушений могут рассматриваться как признак «длящегося правонарушения», в этом случае срок давности может отсчитываться от последнего выявленного случая.

При этом сама работа с ГИС МТ сейчас проходит в режиме постоянных сбоев, которые не позволяют своевременно передавать данные о маркированной продукции в систему. Такие сбои, зарегистрированные должным образом, могут являться признаком того, что ваша компания нарушила правила работы с маркировкой вынужденно и приняла все меры, для предотвращения нарушения. Это позволит в случае проверки и возбуждения административного расследования по допущенным вами нарушениям, ожидать от суда замены штрафа предупреждением.

Для фиксации фактов сбоев работы с «Честным Знаком» подойдут любые документальные способы – фотографии экранов с фиксацией времени и даты, ваши запросу и ответы службы технической поддержки, письма от оператора о задержках с обработкой документов или о проблемах доступа в Личный Кабинет и т.д. Мы рекомендуем уже сейчас собирать такое «досье» на «Честный Знак», чтобы в случае необходимости им можно было воспользоваться.

Маркировка товаров с лета 2020 года стала нашей обыденной реальностью. Система работает, хоть и со сбоями. Никто маркировку уже не отменит. Это значит, что бизнесу нужно привыкать к работе с еще одной системой контроля со стороны государства. А мы со своей стороны постараемся и дальше информировать вас обо всех новостях по этой теме. Оставайтесь на связи!

Васяя 08.08.2020
1.Код марки обуви 128 символов, а при гашении марки требуется код 31 символ.
Как можно резать код ? Существует ли штрих настройки для сканера Zebra Motorola DS4308  ? Чтобы код обрезался до 31 символа ? В интернете не нашел Вывожу вручную в Честном знаке
2.Продаю через СДЭК наложенным платежом, но СДЭК не указывает маркировку в чеке, я вывожу вручную на сайте Честный знак - пишу дистанционная торговля передача в СДЭК, прав ли СДЭК что не включает маркировку в чек и правильно ли я веду продажу. Тоже самое относится к другим транспортным компаниям и к Почте
borschev 08.08.2020
Цитата
Васяя пишет:
1.Код марки обуви 128 символов, а при гашении марки требуется код 31 символ.
Как можно резать код ? Существует ли штрих настройки для сканера Zebra Motorola DS4308  ? Чтобы код обрезался до 31 символа ? В интернете не нашел Вывожу вручную в Честном знаке
2.Продаю через СДЭК наложенным платежом, но СДЭК не указывает маркировку в чеке, я вывожу вручную на сайте Честный знак - пишу дистанционная торговля передача в СДЭК, прав ли СДЭК что не включает маркировку в чек и правильно ли я веду продажу. Тоже самое относится к другим транспортным компаниям и к Почте
Добрый день. По порядку вопросов:
1. Резать код сканером можно, но сложно. Проще делать это программно. Если нет средств или желания на автоматизацию, то можно использовать бесплатные программы, например BarCodeFX - она позволяет данные со сканера собирать в XML, который потом можно загружать прямо в личный кабинет Честного Знака в разные документы. Ну или можно просто сканировать в Ecxel и обрезать данные в ячейке до нужной вам длинны. Excel не любит данные от марок, потому что они содержат скрытые символы, которые он отрезает. Но эти данные содержатся в криптохвосте, который вы и хотите обрезать. Поэтому должно все получится.
2. До 20 апреля 2021 года курьерские и почтовые компании имеют право не указывать коды маркировки в кассовых чеках. Подробнее про это вот тут: https://trade-drive.ru/materialy/publikatsii/21668/ Поэтому СДЭК и остальные имеет право так делать. Вам остается только выводить товар из оборота самостоятельно при передаче товара в курьерскую компанию, что вы и делаете При возврате - снова вводить в оборот.
В качестве утешения - вайлдбериз тоже ничего не выводит, поэтому все его поставщики так же самостоятельно выводят маркированные товары из оборота за них.  
Гость 12.04.2021
Добрый день!
Если не передали информацию в ЧЗ (ни поставщик, ни покупатель) в установленный срок (3 д.) можно ли передать ее позже?
Кто из контролирующих органов может выявить данное нарушение и в какой момент?

Могут ли привлечь к ответственности по 15.12?
borschev 12.04.2021
Цитата
Гость пишет:
Добрый день!
Если не передали информацию в ЧЗ (ни поставщик, ни покупатель) в установленный срок (3 д.) можно ли передать ее позже?
Кто из контролирующих органов может выявить данное нарушение и в какой момент?

Могут ли привлечь к ответственности по 15.12?
Добрый день. Передать можно и позже, в данном случае лучше поздно, чем никогда. Проверить может только Роспотребнадзор при контрольных мероприятиях - отсканирует код, проверит владельца по ГИМ МТ и попробует выписать штраф. 
Формально по КоАП 15.12 привлечь за это не могут, в ней речь идет только о продаже товара без маркировки, про его статус или владельца по ГИС МТ речи в ней не идет. Но это вам придется доказывать проверяющему или судье, потому что них свои инструкции.
Гость 24.02.2022
Добрый день, пару лет назад поднимался в одной из статей вопрос о том, требуется ли проведение инвентаризации и отражение ее результатов в ЧЗ.
Подскажите, пожалуйста, как сейчас обстоит ситуация. Необходимо ли проводить инвентаризацию? Необходимо ли отражать ее результаты в ЧЗ? Что будет если этого не сделать?
Если будет выявлена недостача товара, утрата, повреждение, требуется ли оформлять ТОРГ-15 и ТОРГ-16?

Спасибо.
Trade-drive 24.02.2022
Цитата
Гость пишет:
Добрый день, пару лет назад поднимался в одной из статей вопрос о том, требуется ли проведение инвентаризации и отражение ее результатов в ЧЗ.
Подскажите, пожалуйста, как сейчас обстоит ситуация. Необходимо ли проводить инвентаризацию? Необходимо ли отражать ее результаты в ЧЗ? Что будет если этого не сделать?
Если будет выявлена недостача товара, утрата, повреждение, требуется ли оформлять ТОРГ-15 и ТОРГ-16?

Спасибо.
Добрый день. Пока по прежнему никаких инвентаризаций или приведения остатков маркированной продукции по данным ГИС МТ к реальным не требуется. И в ближайшие год-два ситуация вряд ли поменяется. Однако если у вас есть техническая возможность и время отражать списания товара в ГИС МТ, то лучше уже начать это делать. С 01.12.21 вступили в силу поправки в КоАП 15.12.1, где к нарушениям отнесли "непредоставление сведений, если такие сведения обязательны к передаче", штраф до 100 тыс. рублей.
Для того, чтобы передать данные о списании маркированного товара предоставлять в ГИС МТ ТОРГ-15 или ТОРГ-16 не нужно, просто указываете код маркировки (если он у вас есть) и причину списания.
Написать комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить изображение
Остались вопросы? Оставьте ваши контакты и мы вам перезвоним
Ваша заявка принята!
Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Нажимая на кнопку “Заказать звонок”, я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности
Хотите получать полезные рекомендации?
arrow_upward
close